OLYMPUS DIGITAL CAMERA
Открытие в Ереване памятника Гарегину Нжде, военному преступнику, руководившему Армянским легионом СС в годы Великой Отечественной войны, должно потребовать незамедлительной реакции Москвы по дипломатическим каналам, заявили в беседе с корреспондентами «Вестника Кавказа» директор Института политических исследований Сергей Марков, кандидат исторических наук, политический аналитик Олег Кузнецов и президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов.
Сергей Марков назвал этот факт чудовищным. «Открытие памятника Гарегину Нжде свидетельствует о наличии в армянском обществе неких мощных сил, которые ориентированы против России, ведь Россия является главным победителем германского нацизма. Создание коллаборационистских войск, которые служили для фашистской Германии — это чудовищное преступление, и подобный поступок Еревана выходит за все приемлемые форматы. Это должно потребовать решительной реакции России с требованием прекратить героизацию нацистских коллаборационистов», — призвал он.
Как подчеркнул политолог, национальная политика постсоветских государств не должна зачеркивать нашу общую историю. «В попытках примирения различных этапов собственной истории должна присутствовать какая-то разумность, поскольку такие периоды и личности в истории следует не включать в общий контекст, а наоборот, исключать из позитивного ряда. Руководство Армении тем самым ставит себя в один ряд с руководством Латвии, Эстонии и нынешней Украины, прославляющих нацистских коллаборационистов», — указал Сергей Марков.
«Сотрудничество с германским нацизмом и тем самым соучастие в его чудовищных преступлениях, в том числе, в геноциде русского народа, одном из важнейших стремлений германского нацизма, должно зачеркивать любые заслуги. Москва должна потребовать от Еревана свернуть политику героизации нацистских преступников. Этот запрос должен быть всегда на столе российско-армянских переговоров», — заключил он.
Олег Кузнецов в первую очередь напомнил неоспоримые детали истории Гарегина Нжде и его соратника Андраника «Генерала Дро» Драстамата. «Эти два персонажа активно участвовали в создании армянских легионов, поначалу находившихся в составе Вермахта, а впоследствии, в 1944 году, переведенных в состав армейских частей войск СС, запрещенных по решению международного Нюрнбергского трибунала и провозглашенных преступными военными организациями. Все лица, которые имели отношение к подобным структурам, автоматически считаются военными преступниками, находящимися вне закона без срока давности», — обратил внимание историк.
Таким образом, открытие памятника генералу Нжде свидетельствует о реабилитации фашизма в Армении, что недопустимо с точки зрения современного международного права. «Данный шаг имеет под собой не только внутреннюю, но и внешнюю подоплеку, которая показывает, что политический режим карабахского клана Кочаряна-Саргсяна готов пойти на любое обострение международной обстановки, лишь бы мобилизовать армянское общество на поддержку существующего положения дел в стране. По сути, мы можем говорить о том, что Армения ввела курс на определенного рода самоизоляцию, и для того, чтобы сохранить власть, нынешний президент и его окружение все больше и больше становятся похожи на политический режим в Северной Корее», — указал Олег Кузнецов.
Подобная политика официального Еревана ставит Россию в сложное положение. «Россия имеет в союзниках государство, которое откровенно презирает нормы международного права касательно фашистских преступников, и сейчас стоит очень непростой выбор перед политическим руководством нашей страны. Я думаю, что данный шаг не будет способствовать дальнейшему стабильному состоянию российско-армянских отношений, и Россия будет вынуждена изменить тон в отношениях с Ереваном. Должна быть выражена, как минимум, нота протеста и высказано конкретное требование к демонтажу этого памятника в кратчайшие сроки. Вполне возможно, как страна, которая победила фашизм, Россия изменит формат дипломатических отношений с Арменией, понизит их уровень либо выведет Ереван из состава союзников», — предполагает эксперт.
Михаил Ремизов отметил, что подобными поступками Армения намеренно дистанцируется от России и ее официальной истории. «Речь о нескольких лелеемых национальных обидах, одна из которых связана с ролью молодой советской республики в потере Арменией существенной части территории. К тому же, традиция армянского национализма, как он сложился в начале XX века, не слишком лояльна и благожелательна к российскому историческому имперскому проекту. Конечно, это не значит, что большая политика станет двигаться в русле исторической склоки, ведь у Армении очень ограничена свобода геополитического и геоэкономического маневра», — обратил внимание политолог.
Также Еревану необходимо как-либо показать свое недовольство поведением России в ходе последней эскалации боевых действий в зоне нагорно-карабахского конфликта. «Сейчас очень высок уровень раздражения в армянском обществе, насколько я могу судить, позицией Москвы. Раздражение это, на мой взгляд, несправедливо и малообоснованно, ведь РФ приложила серьезные дипломатические усилия для того, чтобы военный конфликт не разрастался и военное решение проблемы Карабаха не стало неизбежным. Сохранение статус-кво, все-таки, выгодно больше армянской стороне, чем азербайджанской. Продажи оружия Азербайджану с практической точки зрения не играют никакой роли, потому что оно может быть куплено и в других странах. Поэтому здесь скорее обида, чем политический здравый смысл, а в итоге имеем очень негативный фон для российско-армянских отношений», — поведал Михаил Ремизов.
По его мнению, открытие памятника военному преступнику в союзной стране — это еще один урок России. «Москва должна максимально прагматично подходить к союзничеству на постсоветском пространстве и не питать иллюзий по поводу братства бывших советских республик. Подобные проявления национального эгоизма в сфере политики памяти для нас просто поучительны: не стоит верить в категории дружбы в большой политике, нужно прагматично относиться к тому периметру союзничества, который у нас существует», — заключил политолог, добавив, что «для Москвы уже достаточно тревожных звоночков, которые позволяют сделать выводы относительно характера стратегического партнерства с Арменией».