культура


Ханенде Сеид Шушинский (второй слева) со своим ансамблем в 1916 году
Муга́м (азерб. Muğam, مقام), или Мугама́т (азерб. Muğamat) — один из основных жанров азербайджанской традиционной музыки[1], многочастное вокально-инструментальное произведение. Мугам — это также общее название ладов азербайджанской музыки[2]. Мугаму характерен импровизационный тип мелодического развертывания на основе определенного мугам-лада[3]. Мугам исполняются как полностью (дестгях), так и по частям певцом-солистом (ханенде) с инструментальным сопровождением или в виде сольных инструментальных произведений (на тарекеманче и др.)[2].
Мугам считается азербайджанской разновидностью практики музицирования, распространенной в культурахБлижнего и Среднего Востока (см. макам)[3]. В ранние периоды мугам изучался в качестве составляющей единой музыкальной традиции наряду с арабским и турецким макамом, персидским дестгяхом и другими локальными представителями мугамо-макамной традиции, и не ассоциировался исключительно с азербайджанской культурой. Однако теоретические и музыкальные труды азербайджанских мастеров мугама и музыковедов пост-советского периода создали возможность западному слушателю познакомиться с мугамом, как с частью современной жизни Азербайджана[4].

Общая характеристика

Слово «мугам» теоретики относят к ладу (особенно к ладовому звукоряду как основной категории модального лада), типовой мелодии (мелодической формуле), технике композиции (способ организации текстомузыкальной формы), и к жанру в целом.
В настоящее время в азербайджанской музыке мугамами называют не только семь основных мугамов — Сегях, Чаргях (Чахаргях), Раст, Баяты-ШиразШур, Хумаюн, Шуштер, но и их многочисленные варианты — Баяты-Гаджар, Баяты-Исфахан, Харидж Сегях, Орта Сегях, Мирза Хусейн Сегях, Йетим Сегях, Сегях-Забул, Махур, Мухалиф, Дюгях и др.

История

Мировое признание


После записи концертов на студии фирмы«Спорт Рекорд» в Варшаве в 1912 году. Сидят (слева направо): Джаббар Каръягды оглы, Давид Сафияров, Мешади Мухаммед Фарзалиев, Кечачи оглы Мухаммед; внизу: Гурбан Пиримов и Саша Оганезашвили; стоят: хозяева фирмы
Первая грампластинка, на которую были записаны мугамы в исполнении азербайджанских сазандарей, в том числе знаменитого ханенде Джаббара Гарягды оглы, увидела свет в 1906 году. Выпустило эту грампластинку английское акционерное общество «Граммофон». В период с 1906 по 1914 годы сразу несколько европейских фирм грамзаписи, среди которых были такие фирмы как французская компания «Братьев Пате», германское АО «Спорт-Рекорд», российские «Монарх-Рекорд», «Граммофон-Рекорд», «Концерт-Рекорд», «Премьер-Рекорд» и «Экстрафон», выпустили десятки пластинок с записями азербайджанских мугамов, теснифов и дестгяхов[6].

Период железного занавеса

Начиная с 30-х годов мугам, как и вся народная музыкальная культура народов СССР, попадает под жесточайший контроль государства, и тем самым переживает свои наихудшие времена[источник не указан 1653 дня]. На долгие годы перекрывается доступ азербайджанской национальной музыки на международную арену. В сознании людей мугам (мугамат) насильно утверждается как примитивное искусство, что, однако, не смогло понизить интерес большей части интеллигенции к устной музыкальной традиции[источник не указан 831 день].
Однако в 1970-е годы ситуация в СССР изменилась, и малые народы, в том числе азербайджанцы, получили возможность слушать и изучать народный фольклор и музыку. В Азербайджане был налажен серийный выпуск грамзаписей мугама[7].

Возрождение мугама

В семидесятых годах XX века мугам стал возрождаться благодаря усилиям ЮНЕСКО, под эгидой которого в 1971 году в Москве, в 1973 году в Алма-Ате и в 1978 и 1983 гг-х в Самарканде прошли первые международные симпозиумы и фестивали традиционной музыки. Получив широчайший резонанс в советском обществе, они способствовали пробуждению нового интереса к мугаму, как к традиционному музыкальному искусству — искусству высокого класса. Так же способствует этому иМеждународный центр мугама в Баку, сданный в эксплуатацию в декабре 2008 года.
Уже в наши дни, благодаря такому яркому ханенде как Алим Гасымов, мугам получил широкую известность не только в Европе, но и в СШАКанадеЯпонии и других странах.

Фестивали и конкурсы мугама

18-25 марта 2009 года в Баку состоялся Международный фестиваль «Мир Мугама», в рамках которого прошли: международный научный симпозиум, международный конкурс исполнителей мугама, многочисленные мугамные оперы и концерты симфонических и классических мугамов. Работу международного фестиваля завершил гала-концерт, который состоялся 25 марта 2009 года во «Дворце имени Гейдара Алиева» в Баку. Основными целями Международного фестиваля Мугама являлись популяризация азербайджанского мугама в современном мире и занятие им более заметного места в современном культурном пространстве мира.

Искусство мугама

Азербайджанский певец-ханенде Джаббар Каръягдыоглы сдефом — одним из трех инструментов, сопровождающих исполнение мугама
Азербайджанский мугам по ряду общих художественных черт роднится с такими восточными музыкальными традициями, как турецкие таксимы, иранские дестгяхиуйгурские мукамы, узбекско-таджикские шашмакамы, арабские нубы, индийские раги и др. Мугам воспринимается азербайджанцами как одна из главных культурных ценностей, составляющих основу национального самосознания народа.

Формы мугама

Формы мугама различны, но при этом каждая из них имеет своё отдельное название. Основные музыкальные формы мугама это — дастгях (вокально-инструментальный или чисто инструментальный), мугам (вокально — инструментальный, сольно-инструментальный и сольно-вокальный) и зерби-мугам.

Дастгях

Да́стгях (также «да́стгах», «де́стгях») является самой крупной по масштабу и художественной ценности мугамных форм в азербайджанской музыке. Вокально-инструментальные дастгяхи, которые являются наиболее ранними видами дастгяха, получили распространение в Азербайджане в XIX веке, преимущественно, в городах БакуГянджаШемахаШекиЛенкорань и др. Первое научное описание дастгяхи получили в 1884 году, в трактате азербайджанского учёного Мир Мохсуна Навваба Карабаги — «Визухиль аргам». В 1922 году в Баку было открыто первое музыкальное учебное заведение европейского типа, в котором преподавание мугама было введено в учебную программу[источник не указан 1776 дней]. Группа наиболее авторитетных музыкантов того времени, таких, как Сеид ШушинскийЗульфи Адигёзалов, Ахмедхан Бакиханов, Мирза Фарадж Рзаев, Мирза Мансур Мансуров и др., по поручению Узеира Гаджибекова создали учебные пособия по изучению дастгяхов.

Зерби-мугам

Главной отличительной особенностью зерби-мугамов (также называемых «ритмическими мугамами») является его сопровождение при исполнении трио сазандарей, один из которых является певцом. При этом ведущая роль при исполнении отводится ударному инструменту — дэф (деф) и нагара.
К зерби-мугамам относятся: «Карабах шикестеси», «Аразбары», «Кесме шикесте», «Овшары», «Мансурия», «Эйраты», «Кереми», «Симаи-шамс». При этом особой популярностью среди народа пользуется «Карабаг-шикестеси».

Исполнение

Мугам в Азербайджане исполняется обычно в сопровождении трио сазандарей, в состав которых входят: таристкеманчист и бубнист. Часто бубнист сам является и певцом (ханенде). Тематика мугамов чаще всего ограничивается сферой лирики — любовной и философской. Газели таких классиков, как НизамиФизулиХагани,ВидадиНасими, Самеда Вургуна, Молла Панаха Вагифа, Алиаги Вахида и др., являются поэтическими текстами мугамов[8].
Исполнителей мугама в Азербайджане называют ханенде и сазенде.

Исполнители прошлого

Наиболее знаменитыми исполнителями мугамов в Азербайджане были: Сеид и Хан Шушинские, БюльбюльДжаббар КаръягдыоглыГусейнкули Сарабский, Зульфи Адигёзалов, Алескер Абдуллаев, Мирза Саттар, Миртаги Мирбабаев, Меджид Бейбутов, Гаджи Гуси, Мешади Иси, Абульгасан-хан Азер Игбал, Мирза Мухтар Мамедзаде,Бюльбюльджан, Агасаид Агабалаоглы, Кечачиоглы Магомед, Ислам Абдуллаев, Мешади Мамед Фарзалиев и др.
Из инструменталистов прошлого следует отметить: таристы Мешади Джамиль Амиров, Ширин Ахундов, Мирза Садыг Асад оглы, Мирза Фарадж Рзаев, Мешади Зейнал Хагвердиев, Гурбан Пиримов, братья Бакихановы, Мирза Мансур Мансуров, Паша Алиев, Фируз Ализаде, кеманчисты Гылман Салахов и Исмаил Талышинский, гармонисты Кямрабейим, Ахад Алиев, Абуталыб Юсифов, Кербалайи Лятиф, Теййуб Дамиров, зурначи Али Керимов и др.

Исполнители советского периода

К исполнителям советского периода относят ханенде Шовкет АлекпероваАгигат Рзаева, Рубаба Мурадова, Тофа Алиева, Гаджибаба Гусейнов, Явер Калантарли, Абульфат Алиев, Гулу Аскеров, Нариман Алиев, Захра Рагимова, Джахан Талышинская, Фатма Мехралиева, Ягуб Мамедов, Нахмет Мехтиев и др.
Таристы Ахсан Дадашев, Бахрам Мансуров, АлиАга Кулиев, Баба Салахов, Кямиль Ахмедов, Гаджи Мамедов, Хабиб Байрамов, Мамедага Мурадов, Амирулла Мамедбейли, Хосров Меликов, Адиль Герай, Энвер Мансуров, Агаселим Абдуллаев, каманчисты Эльман Бадалов, Адалят Везиров, Гылман Салахов, Талят Бакиханов, гармонисты Ахад Фарзали оглы, Мешади Али, Лятиф Алиев, Абуталыб Юсифов, Тейюб Дамиров, Закир Мирзоев, исполнители на народных духовых инструментах Надир Ахундов, Агасаф Сеидов, Фируз и Магерам Зейналовы, гавалист Азизага Наджефзаде.

Современные исполнители


Алим Гасымов исполняет мугам
Ислам Рзаев, Ариф Бабаев, Баба Махмудоглы (Мирзоев), Мелекханум Эюбова, Забит Набизаде, Захид Гулиев, Алибаба Мамедов, Джанали Акперов, Агахан Абдуллаев, Алим Гасымов, Фергана Мовламова, Мансум Ибрагимов, Сакина Исмаилова, Гандаб Гулиева, Нурия Гусейнова и др.
Таристы Агасалим Абдуллаев, Замиг Алиев,Вамиг Мамедалиев, Мохлат Муслимов, Фируз Алиев, Сарвар Ибрагимов, Гадир Рустамов, Малик Мансуров, каманчисты Хабил Алиев, Мирназим Асадуллаев, Шафига Эйвазова, Фахраддин Дадашев, Ельшан Мансуров, Мунис Шарифов, гавалист Махмуд Салах.

Родственные жанры

Мугам-опера

Известные мугам-оперы написали Узеир Гаджибейли – «Лейли и Меджнун», Муслим Магомаев - «Шах Исмаил»[9]

Симфонический мугам

Джаз-мугам

Примечания

  1.  Folk music of Azerbaijan
  2. ↑ Перейти к:1 2 А. Дж. Аббасов. Мугам // Музыкальная энциклопедия / Под ред. Ю. В. Келдыша. — Москва: Советская энциклопедия, 1973—1982.
  3. ↑ Перейти к:1 2 Мугам // Современная энциклопедия. — 2000.
  4.  Inna Naroditskaya Recording reviews, Ethnomusicology, Vol.44, No.3, (Autumn, 2000). — Univercity of Illinois Press on behalf of Society for Ethnomusicology, 2000. — С. 539-544.
    В ранние периоды мугам изучался в качестве составляющей Ближневосточной музыкальной традиции наряду с арабским магамом, турецким макамом и персидским десгяхом и не ассоциировался исключительно с азербайджанской культурой. Эти и другие диски предлагают слушателям возможность познакомиться с мугамом как с внутренним аспектом современной азербайджанской жизни.
  5.  Мугам на портале ЮНЕСКО  (англ.)
  6.  Выдающиеся музыкальные деятели Азербайджана (рус.). Министерство культуры и туризма Азербайджанской республики. Проверено 25 июня 2010.Архивировано из первоисточника 25 февраля 2012.
  7.  Pekka Gronow Society for Ethnomusicology, Ethnomusicology, Vol. 19, No. 1 (Jan., 1975), pp. 91-99, Ethnic Music and Soviet Record Industry. — University of Illinois Press on behalf of Society for Ethnomusicology, 2000. — С. 94.
    В 1970 году Ташкентская фабрика (подразделение «Мелодии») выпустило 15 миллионов записей, обслужив регион с 30-миллионным населением. Аналогичная ситуация сложилась также в Азербайджане, Грузии и Армении. В этих республиках записи местного фольклора играли важную роль в музыкальной жизни населения, вдобавок в Азербайджане происходило впечатляющее издание записей традиционного «мугама». Местные звукозаписывающие предприятия в Баку и Тбилиси были очень важны для этих регионов.
  8.  Inna Naroditskaya Recording reviews, Ethnomusicology, Vol.44, No.3, (Autumn, 2000). — Univercity of Illinois Press on behalf of Society for Ethnomusicology, 2000. — С. 539-544.
  9.  В Шеки откроется 1-й Международный фестиваль «Шелковый путь»

См. также

Библиография

  • Беляев В.М. Азербайджанская народная песня // Беляев В.М. О музыкальном фольклоре и древней письменности. М.: Советский композитор, 1971, с.108-162. (первая публикация статьи, написанной в 1960).
  • Энциклопедия азербайджанского мугама. Баку: Фонд Гейдара Алиева и др., 2012. 264 с.

Ссылки

Комментариев нет:

Отправить комментарий