• Армяно-Грузинская война 1918 г.-IV
Armenia – Georgia
Эндрью Андерсен и Георг Эгге
Армяно-Грузинская война 1918 г. и Армяно-Грузинский территориальный вопрос в ХХ в.
Armeno-Georgian War of 1918 and Armeno-Georgian Territorial Issue in the 20th Century
|
Часть IV
Мирный договор и временное размежевание
К 00 часам 1 января 1919 года все боевые действия были прекращены, и начались мирные переговоры под патронажем британцев и французов. Переговоры начались в Каракилисе. В них участвовали военачальники обеих армий. Затем переговоры были перенесены в Тифлис.
Между тем 3 января в порту грузинского города Поти высадились дополнительный британский контингент – численностью порядка 300 человек, которые направились в сторону Тифлиса и Борчалинского уезда.
9 января 1919 года в Тифлисе открылась трехсторонняя англо-грузинско-армянская конференция, посвященная официальному прекращению войны и выработке мирных условий. Председательствовал на конференции британский подполковник Роберт Нейль Стюарт. Конференция начала работу на следующий день – 10 января и завершилась 17 января, когда на ее последнем – четвертом, заседании был подписан правительственный договор о прекращении войны и формировании в Лори Нейтральной зоны. Кроме того правительство Армении согласилось снять претензии на Ахалкалакский уезд[1] при условии, что в уезд будет находиться под наблюдением союзников и участие армян в местном самоуправлении будет гарантировано[2].
Северной границей Нейтральной зоны обьявлялась линия, на которой остановились грузинские войска в момент наступления перемирия, т.е. в 24 часа 31 декабря 1918 года:
«… гора Дели-Даг, прямая линия через перевал к селу Ирганчай, прямая линия до высоты 798, затем – к высоте Кулудаш (855,5) высота 676, деревня Саатлы, высота 694, дер. Ахкерпи, прямая линия до высоты 492 деревни Опрети, развалины церкви деревни Барадзор возле деревни Ходжорни, деревня Садахло, станция Садахло, вершина 1554 к северу от Садахло, затем к высоте 2660 (гора Тана Даг), затем – к надписи источника, которая находится к северу от надписи горы Халутлы Баши. Деревни Ирганчай, Джандари, Ахкерпи, Опрети, Ходжорни, Барадзор, Садахло – остаются к северу от указанной линии»[3].
Южная граница нейтральной зоны Борчалинского уезда была проведена по линии точно соответствующей грузинско-турецкой демаркационной линии на начало июля 1918 г.[4] Лорийская зона включала Алавердские медные рудники, сорок три села и около сорока километров железной дороги с шестью станциями[5].
По предложении этой же комиссии была определена численность грузинских и армянских гарнизонов:
«В северной части нейтральной зоны Борчалинского уезда – грузинские войска. Общее число пограничных войск с границы Ахалкалакского уезда до села Опрети не должно превышать 200 человек.
На ст. Ашаги-сераль грузинские войска не должны превышать одного батальона с численностью не более 360 солдат с четырьмя артиллерийскими установками. Из этого батальона можно выделить группы из 60 солдат для установления пикетов у сел Опрети и Садахло. Пограничные отряды с численностью не более 50 солдат будут также стоять от с. Родники до слияния р. Храм с Курой;
Расположение армянских войск: одна рота, состоящая из 125 солдат, будет стоять в Калагеране и в Шиныхе. В Джелал-оглийском районе, Гергерах и Николаевке будет тоять армянский батальон из трех рот с численностью не более 360 солдат, вместе с артиллерийской ротой в 50 чел. с четырьмя артиллерийскими установками. Одна рота, состоящая из 125 солдат, будет стоять также в Новопокровке.
Грузинские войска в северной части Борчалинского уезда и армянские войска в южной части этого же уезда не должны превышать 660 человек;
Стороны имеют право заменить пехотные войска на кавалерийские;
В Ахалкалакском уезде грузинский гарнизон не должен превышать две роты, состоящей из 225 солдат и одного артиллерийского отряда;
Обе стороны обязываются выполнить условия в выше приведенных пунктах до 24 часов 14 января 1919 года»[6].
Еще во время конференции британские войска в соответствии с предварительной договоренностью начали занимать Лорийский участок с его медными рудниками и железной дорогой. 16 января в Тифлис со штабом и отрядом охраны прибыл новый командующий британскими войсками на Кавказе – бригадный генерал Г.Т. Форести Уокер, а вскоре были подтянуты и основные силы союзников в количестве около 1000 человек.
27 января 1919 года Лорийская нейтральная зона была разделена британцами на три района – Узунларский, Воронцовский и Алавердинский. Во главе каждого из районов был поставлен Резидент-Комиссар из числа местных жителей. Все комиссары подчинялись Генеральному Комиссионеру Антанты (так назывался британский губернатор Нейтральной Зоны), которым был назначен капитан А.С.Г. Дуглас.[7]
В заключении представляется важным отметить, что Мирный договор 17 января 1919 года носил прелиминарный характер. В нем было оговорено, что окончательное разрение конфликта между Арменией и Грузией должно быть вынесено на Парижскую Мирную Конференцию, на которой предполгалось в числе прочего определить начертание будущей границы между двумя странами[8].
—————-
[1] Kazemzadeh, p. 181
[2] Hovannisian, Vol. I, р. 120
[3] Чачхиани – стр. 193
[4] Там же – стр. 193
[5] Hovannisian, Vol. I, р. 121
[6] Чачхиани – стр. 193-194
[7] Hovannisian, Vol. I, р. 122
[8] Кадишев, стр. 173
Итоги и последствия Армяно-грузинской войны 1918 года.
Четырехнедельный военный конфликт между двумя родившимися из мировой войны и российской смуты республиками стоил им нескольких тысяч жизней, нанес значительный материальный ущерб и серьезно осложнил отношения между двумя и без того находившимся в сложном положении государствами. Ни одна из сторон конфликта, подписавших договор 17 декабря, не осталась удовлетворенной его условиями. Грузия не сумела сохранить линию границы, которую считала справедливой и бесспорной и даже потеряла небольшой участок территории (нейральную зону), которую контролировала до начала конфликта. Территориальный выигрыш Армении (крошечная полоска земли в Борчалинском уезде) был ничтожен по сравнению с тем, что ее лидеры рассчитывали получить в ходе войны. Кроме того, бросив практически все свои силы на войну против Грузии, армяне потеряли возможность взять под стабильный контроль гораздо более крупную и важную территорию на юге Эриванской губернии (Нахичевань и Шарур)[1].
Военные – как грузинские, так и армянские – считали, что войну фактическая выиграла их сторона и обвиняли державы Антанты в том, что они своим вмешательством «вырвали победу из их рук». В обществах обеих стран возникла и укрепилась отчужденность, ожесточенность и оживились старые предрассудки против соседнего народа. Одним из результатов войны стала дестабилизация транспортной связи между Грузией и Арменией, что существенно осложнило и без того достаточно плачевную экономическую ситуацию в Армении, поставив республику в почти полную изоляцию от внешнего мира[2].
Помимо вышесказанных последствий на региональном уровне армяно-грузинский конфликт повлек за собой негативные последствия для обеих стран и на уровне международном. Сегодня абсолютное большинство историков, серьезно изучавших данный конфликт, сходятся на том, что декабрьская война 1918 года нанесла тяжелейший урон репутации двух только что возродившихся государств и существенно уменьшила их шансы на успех в рамках Парижской Мирной Конференции, в том числе и на признание их независимости[3].
Здесь мы позволим себе высказать несколько альтернативное мнение. Ни в коей мере не ставя под сомнение аксиому о том, что мир лучше войны, следует отметить, что политика Грузии и Армении в первые годы после восстановления независимости мало отличалась от политики новых и старых наций Европы конца ХIХ – начала ХХ вв.. Достаточно вспомнить кровавые конликты между балканскими государствами в период двух Балканских войн 1912-13 гг., затем – территориальные конфликты между странами, возникшими из обломков распавшейся Австро-Венгрии (конфликты между Польшей и Чехословакией, Польшей и Западной Украиной, конфликт Венгрии с соседями по всему периметру границ и пр.). Да и чем отличается от них старый конфликт между Германией и Францией за Эльзас-Лотарингию? Нам трудно увидеть разницу между территориальными притязаниями Армении и Грузии периода 1918-20 гг. с одной стороны и действиями десятков других стран-«собирательниц земель» того же периода с другой. Поэтому читая жесткую критику государств Южного Кавказа со стороны европейских политков 20-х гг. и ряда историков, обвиняющих целые народы в «неспособности жить в мире» и в «борьбе за несколько десятков кв. миль территории с несколькими селениями», поневоле на ум приходит такой термин как «двойные стандарты».
Подводя итоги Армяно-Грузинской войны 1918 года, представляется также важным отметить, что, невзирая на ряд эксцессов, неизбежных в ходе любого военного столкновения, этот конфликт не сопровождался массовыми убийствами и этническими чистками, что существенно отличает его от других войн, происходивших в Южно-Кавказском регионе в течение указанного периода.
——————–
[1] Hovannisian, Vol. I, р. 1229-230
[2] J.G. Harbord, “American Military Mission to Armenia”, International Conciliation, No. 151, June 1920. (New York, 1920), pp.13-54
[3] Kazemzadeh, pp. 182-183. Hovannisian, Vol. I, р. 93
06.1919- 04.1920:
Попытки нормализации отношений и территориальных компромиссов
Декабрьская война 1918 и январское перемирие 1919 г. не привели к окончательному разрешению территориальных противоречий между Арменией и Грузией. Новые споры о размежевании возникли в 1919 – начале 1920 г. в ходе экспансии обеих республик в Карскую область и Батумский округ. Опираясь на ряд аргументов этнического и исторического характера, детальное описание которых требует отдельного исследования, Грузия претендовала на весь Батумский округ, а также на Ардаганский и Олтинский округа Карсской области, в то время как Армянская сторона также претендовала на территории Олтинского и значительной части Ардаганского округов, считая их частью «Русской Армении», оставляя открытым вопрос о статусе Батума.
Планы экспансии Армении и Грузии в западном направлении до линии русско-турецкой границы на 1914 год были категорически отвергнуты правительством Юго-Западной Кавказской Республики (ЮЗКР), провозгласившей свою независимость 18 января 1919 в г. Карс по инициативе упомянутого выше Мусульманского Национального Совета и командования 9-й турецкой Армии[1]. Эффективно используя декларированный странами Антанты принцип самоопределения, карсское правительство Фахруддина Пириоглу сумело на некоторое время заручиться поддержкой Великобритании[2]. Прибывшие из Батума британские отряды даже поставили блокпосты на границе Эриванской губернии, не допуская возвращения в Карскую область армян-беженцев[3]. Британский взгляд на ЮЗКР претерпел изменения лишь в феврале 1919 года, после нападения ее вооруженных отрядов на британский военный и гражданский прерсонал, а также после попытки силой овладеть уже находившимися под грузинским управлением Ахалцыхским и Ахалкалакским округами Тифлисской губернии[4]. В Феврале 1919 г. генерал Томсон уполномочил правительства Армении и Грузии оккупировать своими войсками территорию Карсской области, опираясь на поддержку частей 27-й британской Дивизии[5]. В ходе целого ряда военных операций, находящихся за рамками настоящей работы, самопровозглашенная Юго-Западная Кавказская Республика была ликвидирована 12 апреля 1919 года, а ее лидеры арестованы и депортированы. Большая часть Карсского и Кагызманского округов была оккупирована армянскими войсками, исключая отдельные участки территории, удерживаемые мусульманской (курдско-татарско-турецкой) милицией, весь Ардаганский округ был занят войсками Грузии, а Батумская область и часть Олтинского округа оказались в зоне британской оккупации. В самом г. Карс помимо армянского находился также британской гарнизон (См. Карту 5).
Еще в середине марта 1919 года, когда в Карсской области продолжались бои, генерал Томсон наметил новые линии размежевания в зоне армяно-грузинского соперничества. По планам Томсона под временную (до решения Парижской Мирной Конференции) юрисдикцию Армении подпадали лишь Карсский и Кагызманский округ, Грузия получала под управление северную часть Ардаганского округа (разграничительная линия шла примерно по реке Кура), а Олтинский округ и оставшаяся часть Ардаганского округа передавались под юрисдикцию британской администрации в Батуме. Параллельно Томсон настаивал на полном и окончательном снятии армянских претензий на Ахалкалакский округ или какую-либо часть его, а также предлагал разделить Лорийскую нейтральную зону между Арменией и Грузией (Карту 5), причем Грузии передавался район Алавердских медеплавильных заводов, а Армении – станция Санаин[6]. Будучи принят в Тифлисе (хотя без энтузиазма и исключтельно как временное решение), план Томсона вызвал протест в Эривани. Одобряя предложенное размежевание в Ардаганском округе, армянская сторона была не готова полностью отказаться от Ахалкалакского округа и от части Лори. В этом вопросе правительство Армении получило поддержку руководителя миссии США в Тифлисе Бенджамина Б. Мура и британского губернатора Батумской области Кук-Коллиса[7]. В результате, грузинские войска отошли за линию Томсона в Ардаганском округе, но на других участках армяно-грузинской границы и в Нейтральной зоне статус-кво был сохранен.
В середине 1919 года между правительственными кругами Армении и Грузии наметилась тенденция к сближению и нормализации отношений. Обмены делгациями и двухсторонние переговоры, имевшие место в течение лета и ранней осени 1919 года привели к заключению в конце года ряда взаимовыгодных соглашений (преимущественно по вопросам прав национальных меньшинств, экономики и транзита) а также серии публичных высказываний политиков министерского уровня и выше (Рамишвили, Жордания, Врацян и др.), проникнутых духом примирения[8]. В то же время, по территориальному вопросу правительства обеих стран не сумели прийти ко взаимоприемлемому соглашению. Территориальные претензии Армении в Тифлисской губернии и Карсской области, представленные делегацией АДР на Парижской Мирной Конференции были лишь незначительно модифицированы по сравнению с армянскими требованиями на момент начала Армяно-Грузинской войны 1918 года. Грузия же по-прежнему настаивала на своем праве на всю территорию Тифлисской губернии и двух округов Карсской области (Ардаганского и Олтинского)[9]. Тем не менее, в июле 1919 г. военный министр Армении генерал Христофор Араратян представил в МИД Армении проект компромиссной границы между Арменией и Грузией. Согласно предложению Араратяна Армения получала порядка двух третей Лорийской Нейтральной зоны и чуть менее половины Ахалкалакского уезда. «Линия Араратяна» должна была проходить по Сомхетскому хребту[10] несколько южнее северной границы Нейтральной зоны, затем, уйдя на несколько миль к северу по Джавахетскому хребту, поворачивала на запад вдоль границы горной части Ахалкалакского уезда, охватывая село Богдановку (Ниноцминда), и далее – севернее озер Хончало и Хозапин (Карцахи), но южнее озера Топоровань до реки Кура на линии границы Тифлисской губернии и Ардаганского округа. В Ардаганском округе она совпадала с уже существовавшей демаркационной линией между Грузией и Арменией до границы Батумского округа (см. Карту 6). Этот проект был представлен грузинской делегации в Париже, но не был принят за основу будущей границы между двумя странами. Отвергнув «компромисс Араратяна», грузинская делегация выступила с контрпредложением, согласно которому Лорийская зона разделялась по «линии Томсона» (см. выше), а весь Ахалкалакский уезд оставался за Грузией. Грузия также оставляла неизменным требование полного суверенитета надо всем Ардаганским округом, но выражала готовность полностью отказаться в пользу Армении от Олтинского округа[11] (последний фактически контролировался мусульманской милицией Джафар-Бея). Грузинский вариант компромиссного раграничения, в свою очередь, не был принят армянской стороной. А восемь месяцев спустя, между Арменией й Грузией возник дополнительный территориальный спор в связи с определением будущего статуса Батумского округа и требованием Армении о передачи ей порта Батум, Левого берега реки Чорох (в Аджарии) и контроля над железнодорожной веткой Александрополь-Батум[12].
В результате не только факт декабрьской войны 1918 года, но и новые территориальные споры между Арменией и Грузией, продолжавшиеся до весны 1920 года, были активно использованы лидерами ряда ведущих джав Антанты на Парижской конференции против обеих республик. Страны Антанты задерживали признание независимости южнокавказских республик даже де-факто (например, Армения получила такое признание только в Январе 1920 года – менее, чем за год до ее падения), а на конференции в Сан-Ремо (в апреле 1920 г.) дипломатическим представителям Армении и Грузии было прямо и отнюдь не дипломатично указано на нежелательность обращения к Верховному Совету Антанты до тех пор пока они не выработают «общей платформы», т.е. не договорятся между собой по спорным вопросам[13].
————————–
[1] Hovannisian, Vol. I, р. 205
[2] Kazemzadeh, pp. 199-200
[3] A.С. Лукомский, «Деникин и Антанта» в Революция и гражданская война в описаниях белогвардейцев: Деникин – Юденич – Врангель (Mосква, 1927), стр. 92.
[4] Hovannisian, Vol. I, рр. 210-212
[5] Там же, р.213
[6] Hovannisian, Vol. I, р. 213
[7] Там же, рр. 218-220
[8] Hovannisian, Vol. II, рр. 159-167
[9] Там же, р. 193
[10] Согласно Ованнисьяну граница проходила по «Борчалинскому хребту», однако геогорафическая литература и топографические карты не дают никакой информации о хребте с таким названием, в то же вемя на описываемой линии предлагаемой границы имеется Сомхетский хребет (Авт.)
[11] Там же, р.154-155
[12] Hovannisian, Vol. III, р. 114
[13] З. Авалов, Независимость Грузии в международной политике; 1918-1921 гг. (Париж, 1924),
стр. 270-276
1920-1921:
Несостоявшийся альянс и окончательное размежевание после падения Первых Республик
С начала 1920 года Восточное Средиземноморье вновь стало ареной кардинальных геополитических изменений. Решающие победы советской России в гражданской войне, предрешившие поражение антибольшевистских армий, с одной стороны, и одновременный подъем национального движения в Турции, с другой, – привели к образованию союза Москвы и Анкары, окончательно сложившемуся весной 1920 года. Российских большевиков (лидер – В.И. Ленин) и турецких националистов (лидер – Кемаль Ататюрк) объединяла ненависть к Антанте и экспансионистские стремления восстановить свои страны в границах недавно рухнувших империй (соответственно – Российской и Оттоманской), а по возможности – также распространить свою власть и далее этих границ. Укрепление союза требовало помимо прочего и общей границы, в связи с чем в Москве и Анкаре было принято решение снова поделить между собой Кавказ, покончив с независимостью южнокавказских государств (Грузии, Армении и Азербайджана), вставших на путь демократического развития[1]. Страны Антанты практически ничего не сделали для того, чтобы воспрепятствовать новому разделу Южного Кавказа. Правительство Д. Ллойд-Дорджа в Великобритании, стремившееся к налаживанию экономических отношений с Советами, не считало нужным препятствовать этим планам[2]. Правительства же таких стран как Франция, США и Италия – при наличии некоторого желания ограничить советско-турецкую экспансию в Восточном Средиземноморьи – не видели реальной возможности полностью воспрепятствовать ей, так как не имели для этого достаточных сил, средств и поддержки общественности[3].
К концу лета 1919 г. британские войска полностью эвакуировались с Южного Кавказа (за исключением Батумской области, в которой они оставались до середины лета следуюшего года[4]) а уже 28 апреля 1920 г. в результате советского блицкрига, проведенного при активной помощи турецких кемалистов[5], пала Азербайджанская Демократическая Республика. Вслед за этим произошла необъявленная четырехмесячная советско-армянская война, закончившаяся августовским соглашением 1920 г., по которому Армения потеряла почти все территории, бывшие спорными с Азербайджаном[6].
В том же месяце в Севре между странами Антанты, в число которых входила и Армения, и султанским правительством Турции[7] был подписан Севрский мирный договор, по которому Арменией были виртуально аннексированы восточные территории Турции, составлявшие часть исторической Западной Армении. Договор этот, однако, не определил точных границ Армении, в том числе и с Грузией, и начертание новых рубежей было препоручено президенту США В. Вильсону.
В начале сентября 1920 г. началась Армяно-турецкая война, которая принесла поражение армянской армии и поставила Армению на грань очередной национальной катастрофы. Турки стремительно наступали, и в то время как президент Америки Вудро Вильсон, сидя в Овальном кабинете Белого Дома, чертил карты гибнущего армянского государства, передавая ему Эрзерум, Ван и Трапезунд, войска Карабекир-Паши занимали Пеняк и Сарыкамыш, а несколько позже – Карс, Александрополь и готовились к наступлению на Ереван и Караклис[8].
Здесь было бы уместно подчеркнуть, что Армяно-Турецкой войны вполне можно было бы избежать, если бы руководство Армении и Грузии сумели образовать оборонительный альянс в целях защиты их независимости и территориальной целостности. Надо сказать, что в середине августа 1920 г. правительство Армении предприняло кое-какие шаги в этом направлении[9] – в значительной степени под давлением подполковника Клода Стокса (нового комиссара Антанты на Южном Кавказе), глубоко-убежденного в том, что армяно-грузинскому альянсу было по силам не только оградить регион от новой турецкой экспансии, но также и принудить Советы к очищению Азербайджана[10]. Перспектива создания армяно-грузинского оборонительного блока также вызывала сильное беспокойство в руководстве турецких Националистов, причем даже в середине Армяно-Турецкой войны[11]. Увы, подобному альянсу было не суждено состояться вследствие неспособности правительств обеих республик достичь консенсуса по ряду вопросов, а также благодаря искусным маневрам турецких дипломатов в Тифлисе.
Между тем, во время двухнедельного затишья, последовавшего за потерей армянами Сарыкамыша, Кагызмана, Пеняка и Мердене, Грузия предприняла попытку взять под контроль еще часть спорного Ардаганского округа (см. Карту 7). 1 Октября 1920 года грузинские войска вступили в район озера Чылдыр (Чрдили), а также в село Окам (Гёле) на «армянской стороне» Куры.
Пояснения к схеме:
♦ Серо-зеленым цветом обозначены турецкие войска и их наступление в Армении в течение первой фазы Армяно-Турецкой войны 1920 г.
♦ Лиловым цветом обозначены армянские войска и их оборонительно-наступательные действия.
♦ Темно-синим цветом обозначены передвижения грузинских войск (без боя)
♦ Желтым цветом обозначены территории, находившиеся под фактическим контролем Грузии, оранжевым – територии, контролируемы Арменией, а серо-зеленым – фактические владения Турции.
♦ Тонкие красные линии обозначают современные гос. границы.
♦ Серо-зеленым цветом обозначены турецкие войска и их наступление в Армении в течение первой фазы Армяно-Турецкой войны 1920 г.
♦ Лиловым цветом обозначены армянские войска и их оборонительно-наступательные действия.
♦ Темно-синим цветом обозначены передвижения грузинских войск (без боя)
♦ Желтым цветом обозначены территории, находившиеся под фактическим контролем Грузии, оранжевым – територии, контролируемы Арменией, а серо-зеленым – фактические владения Турции.
♦ Тонкие красные линии обозначают современные гос. границы.
Этот демарш вызвал негодование МИДа Армении, в том числе и по причине того, что захват спорных территорий грузинскими войсками проходил одновременно с переговорами в Тифлисе по созданию армяно-грузинского оборонительного союза, направленного против Советской России и Турции. Переговоры окончились практически безрезультатно, отчасти вследствие настойчивых заверений турецких диппредставителей в Грузии в том, что национальное правительство Ататюрка не возражает против занятия грузинами спорных с Арменией территорий. При этом ИО министра Иностранных Дел Грузии Константин Сабахтарашвили заявил, что спорность Ардаганского округа делает присутствие в нем грузинской администрации не менее законной, чем армянской. Через несколько дней после перехода грузинскими войсками демаркационной линии правительство Армении сняло с фронта части 8-го полка и батальон западноармянских партизан Сепуха и направило их в Окам. Избегая конфронтации, грузинская часть отступила от Окама к Ардагану. Чылдырский же район остался в составе Грузии и 13 Октября 1920 года над поселком Зурзуна был торжественно поднят грузинский флаг[12]. В тот же день затишле на турецком фронте было прервано, и Армения утратила возможность вернуть Чылдырский район, который, впрочем, четыре месяца спустя перешел в турецкие руки, в ходе ликвидации Грузии советско-турецким альянсом.
В конце второй фазы Армяно-Турецкой войны, спустя неделю после падения Александрополя, правительство Армении разрешило войскам Грузии временно занять и Лорийскую нейтральную зону, превращенную после ухода британцев в грузино-армянский кондоминиум, с целью недопущения захвата этой территории турками. Однако, к 16 ноября грузинские части заняли не только кондоминиум, но продвинулись несколько дальше и вышли к старой границе бывшей Тифлисской губернии, которая в Грузии считалась бесспорной и справедливой границей между двумя южнокавказскими странами. Взяв под контроль таким образом всю ранее спорную часть Борчалинского уезда под свой контроль, грузинской стороной был в короткие сроки проведен плебисцит, на основании которого весь Лорийский участок Борчалинского уезда (т.е. и кондоминиум, и полоса, переданная Армении по договору 17 января 1919 г.) был аннексирован Грузией. Авторы данного эссе не располагают достоверной информацией о том, разрешило-ли правительство ДРА грузинам занять весь лорийский участок или же только ту часть его, которая входила в кондоминиум (нейтральную зону), равно как и относительно того, насколько корректно был проведен плебисцит. В то же время сам ход и последствия армяно-турецкой войны позволяют предположить, что большинство христианского населения Лорийского участка действительно высказалось на плебисците в пользу Грузии. Включение в состав Грузии по крайней мере гарантировало неприкосновенность жизней местных армян, греков и русских, равно как и неприкосновенность их собственности, в то время как захват территории турками подразумевал потерю и того, и другого. Так в очередной раз была передвинута армяно-грузинская граница и в течение целого года ее очертания не менялись[13].
Пояснение к схеме: все цветовые обозначения в точности совпадают со Схемой 3 (см. выше)
Между тем к началу декабря 1920 года остававшаяся неоккупированной кемалистами часть территории Армении была занята частями Красной Армии и советизирована. Демократическая Республика Армения прекратила свое существование и стала лишь номинально независимой от Москвы советской республикой. Вопрос о Лорийском участке был вновь поднят 3-го января 1921 г. когда правительство уже советской Армении при поддержке советской России начало переговоры с правительством Грузии о передаче названной территории Армянской ССР[14]. Эти переговоры проходили с перерывами в течение двух месяцев и были прерваны Советско-грузинской войной, начавшейся 11 февраля 1921 г. (всего лишь через 16 дней после признания Грузии де-юре на парижской конференции 26 января того же года)[15].
Война, развязанная против Грузии Советской Россией в союзе с Советской Арменией и Советским Азербайджаном (формально независимыми но фактически являвшиеся российскими протекторатами[16]) началась со вторжения войск Красной Армии в Лорийский участок Борчалинского уезда под предлогом поддержки «народного восстания», инициированного большевистскими агентами в нескольких армянских селах этого участка[17]. После четырех недель ожесточенного сопротивления грузинских войск и ополчения, последняя независимая страна Южного Кавказа пала 18 марта 1921 г., превратившись в еще одну советскую республику.
В течение некоторого времени после советизации Грузии спорный Лорийский участок оставался в ее составе. Основной причиной этому по мнению ряда исследователей являлось поддержание мифа о «легитимности» советской власти, так как про-советское «восстание» на территории Грузии, приведшее к падению Первой Республики, произошло как раз на территории этого участка[18].
30 Декабря 1922 года все существовавшие в границах бывшей Российской Империи советские республики были объединены в одно государство – Союз Советских Социалистических Республик (СССР). Советские Республики Южного Кавказа вступили в состав обновленной империи, предварительно объединившись в Закавказскую Федерацию (ЗСФСР), в рамках которой им, согласно предписанию ЦК Компартии большевиков из Москвы, надлежало «окончательно» разрешить спорные территориальные вопросы. На этом основании 6 ноября 1921 года между Советской Грузией и Советской Арменией был заключен договор, определивший линию разграничения между ними, практически точно соответствующую современой линии границы. На основании этого договора в состав Советской Армении вновь отходила вся территория Лорийского участка, включая бывшую Нейтральную Зону (Кондоминиум), а также территория участка к югу от Кондоминиума, переданная Армении по договору от 17 Января 1919 г. (см. Карту 8).
После ноябрьского соглашения 1921 года очертания грузинско-армянской границы практически не менялись в течение вот уже почти 90 лет. Возможно здесь стоит еще упомянуть лишь одну, хотя и виртуальную попытку ее ревизии, имевшую место в ходе второй Мировой войны, причем вне рамок СССР.
Вскоре после начала войны против СССР (1941-45), руководство нацистской Германии предприняло рад шагов, направленных на создание пронацистских государств-сателлитов на Кавказе[19]. С этой целью в Берлине были сформированы «комитеты освобождения», состоявшие из представителей грузинской, армянской и азербайджанской политэмиграции, которым предстояло исполнять функции эмбриональных эмигрантских правительств Грузии, Армении и Азербайджана. С 15 апреля 1942 г. эти комитеты и подчинявшиеся им национальные воинские формирования в составе Вермахта получили статус «полноправных союзников Третьего Рейха»[20], а также личную директиву Адольфа Гитлера о немедленном разрешении территориальных вопросов. В конечном счете все три комитета согласились на существенном расширении будущей Армении за счет присоединения к ней всех территорий спорных с Азербайджаном, а также легкой корректировки в ее пользу границы с Грузией на Ахалкалакском направлении. Грузию при этом планировалось удовлетворить возвращением ей бывшего Закатальского округа, входившего в тот момент, как и сейчас, в состав Азербайджана и передачей ей участка черноморского побережья от Сочи до Туапсе. Сильно урезанный Азербайджан должен был быть компенсирован большей по размеру территорией к северу от Большого Кавказского хребта в Дагестане[21].
Поражение нацистской Германии и других держав Оси во Второй Мировой войне перечеркнуло вышеназванные планы и предало их почти полному забвению.
———————-
[1] Richard G. Hovannisian, “Caucasian Armenia between Imperial and Soviet Rule: the Interlude of National Independence” in Ronald Grigor Suny (Ed.) Transcaucasia, Nationalism and Social Change: Essays on the History of Armenia, Azerbaijan and Georgia (Ann Arbor, 1996), p.287
[2] Kazemzadeh, p.331
[3] Kazemzadeh, pp.97, 260-263, 271-272
[4] Кадишев, стр. 470
[5] Годовой отчет НКИД к VIII Съезду Советов / 1919—1920 (Москва., 1921)
[6] Kazemzadeh, p. 309
[7] Договор был подписан именно султанским правительством, на тот момент не контролировавшим даже Константинополь, в котором оно пребывало. Националисты же, имевшие свое правительство в Анкаре категорически отказались признавать его. (Авт.)
[8] Kazemzadeh, p. 265
[9] Richard G. Hovannisian. The Republic of Armenia, Vol. IV: Between Crescent and Sickle: Partition and Sovietization, (Berkeley, 1996), p.98.
[10] Ibid., pp. 206-207.
[11] Ibid., pp.245-246, 249.
[12] R. Hovannisian, The Republic of Armenia (Los Angeles, 1982), Vol. IV, рp. 222-226.
[13] Кадишев, стр. 368
[14] Ibid., p.307
[15] A. Andersen and G. Partskhaladze, “La guerre soviéto-géorgienne et la soviétisation de la Géorgie (février-mars 1921)”, Revue Historique des Armees, No. 254 – 1, 2009 (Paris, 2009), pp.68-70 Kazemzadeh, p. 313
Ronald Grigor Suny, The Maling of the Georgian Nation (Indianopolis, 1994), p.207
[16] В соответствии с принципом партийной дисциплины большевистские правительства советских республик Южного Кавказа были обязаны беспрекословно подчиняться директивам ВКП(б), поступавшим из Москвы при посредстве специального органа, называвшегося Кавбюро ЦК ВКП (б) (Авт.)
[17] F. Kazemzadeh, pp. 318-319
[18] А.Цуциев, Атлас Этнополитической Истории Кавказа /1774-2004 (Москва, 2006), стр.60
[19] Э. Абрамян, Забытый легион (Ереван, 2005), стp. 33
[20] J. Hoffmann, Kaukasien 1942/43: Das deutsche Heer und die Orientvoelker der Sowietunion (Freiburg, 1991), s. 356
[21] Абрамян,, стp. 37
Заключение
В настоящее время ситуация в районе грузинско-армянской границы выглядит следующим образом. Сама линия границы осталась в принципе неизмененной со дня подписания договора от 6 ноября 1921 года. Территория двух бывших спорных уездов может быть условно подразделена на три зоны.
(А) Зона «А» – бывший Лорийский участок бывшего Борчалинского уезда с небольшими приращениями, описанными выше, ныне находящийся в составе Армении (сегодня – в составе трех провинций: большая часть – в Лори, а также частично – Ширак и Тавуш). Эта зона не является объектом притязаний Грузии, поскольку современная Грузия не имеет никаких территориальных претензий к соседним странам, включая Армению ни на государственном уровне, ни на уровне массового сознания. Этнический состав зоны «А» изменился по сравнению с периодом декабрьской войны 1918 года. В силу различных обстоятельств, выходящих за рамки данного исследования, эта территория стала практически моноэтничной: почти стопроцентов ее населения составляют армяне. Имеется малочисленные остаточные греческая и русская общины.
(Б) Зона «Б» – бывшая северная часть Борчалинского уезда, находящаяся в составе Грузии (четыре из семи районов земли Квемо-Картли: Цалкский, Дманисский, Болнисский и Марнеульский). Цалкский район, на треть населенный этническими армянями и почти на две трети – греками (см. Таблицу 3) был единственной частью уезда, которая официально не оспаривалась Арменией даже в 1918 году.
СЕВЕР БЫВШ. БОРЧАЛИНСКОГО УЕЗДА ПО СОСТ. НА 1989 ГОД | ||
Современный район | Основная этническая группа |
% ко всему населению района
|
Цалкский | Греки | 61 |
Дманисский | Азербайджанцы | 63.9 |
Болнисский | Азербайджанцы | 66 |
Марнеульский | Азербайджанцы | 76.3 |
Таблица 3: Доминирующие этнические группы севера бывшего Борчалинского уезда по состоянию на конец ХХ века (источник: Всеобщая перепись населения СССР на 1987г.)
Что же касается остальных трех районов (как раз та часть уезда, которая оспаривалась Арменией, но была оставлена за Грузией по договору от 17 января 1919 г.), то их этнический состав также существенно изменился за последние 90 лет, и сегодня преобладающей этнической группой населения там являются этнические азербайджанцы (см. Таблицу 3). Возможно поэтому вопрос о принадлежности этой зоны Армении сегодня никем не ставится.
(В) Зона «В» – бывший Ахалкалакский уезд (два из шести районов земли Самцхе-Давахети: Ахалкалакский и Ниноцминдский). Как следует из Таблицы 4, существенных изменений в ее этническом составе по сравнению с началом ХХ века не произошло.
БЫВШ. АХАЛКАЛАКСКИЙ УЕЗД ПО СОСТ. НА 1989 ГОД
| ||
Современный район
|
Основная этническая группа
|
% ко всему населению района
|
Ахалкалакский |
Армяне
|
91.3
|
Ниноцминдский |
Армяне
|
89.6
|
Таблица 4: Доминирующие этнические группы бывшего Ахалакского уезда по состоянию на конец ХХ века (источник: Всеобщая перепись населения СССР на 1987г.)[1]
На официальном уровне претензий Армении на эту зону в данный момент также нет, однако на уровне массового сознания в течение двух десятилетий с начала восстановления государственной независимости Армении и Грузии именно зона «В» была субъектом, вокруг которого определенными средствами массовой информации России и отчасти Армении велась активная обработка массового сознания как в Армении, так и в армянских диаспорах, направленная на создание и максимальное обострение конфликтной ситуации. Именно в конце 80-х годов возникла такая идеологема как «армянский Джавахк, незаконно удерживаемый Грузией», направленная на превращение армянонаселенной области Грузии Джавахети во «второй Карабах». Сегодня пропагандистская кампания, направленная на дестабилизацию в зоне армяно-грузинской границы подхвачена многочисленными интернет-ресурсами, претендующими на представление интересов всего армянского народа. Не будет преувеличением сказать, что в значительной мере благодаря взвешенной и сдержанной позиции как армянского, так и грузинского руководства в течение всего периода существования третьих республик до сих пор удалось избежать перерастания Джавахетского вопроса в конфликт, не довести проблему до массового насилия., как случилось во многих других регионах Южного Кавказа, и не допустить вовлечения зоны «В» в программу военного давления на Грузию со стороны Российской Федерации, практически непрерывно осуществляющуюся с 1989 г. по сей день. Определенным позитивным импульсом к улучшению политической ситуации в Джавахети явился вывод с ее территории российской военной базы в 2006 году, а также ряд экономических и инфраструктурных программ центрального грузинского правительства.
Учитывая ряд экономических и социальных проблем нынешней Джавахети, а также опыт развития армяно-грузинских отноошений, начиная с 1918 года, можно было-бы дать следующие рекомендации для нейтрализации ряда конфликтоопасных факторов в укзанной зоне:
♦ Содействовать максимальной интеграции населения Зоны «В» в общегрузинские экономические и социальные процессы
♦ Способствовать формированию в укзаанной зоне местных управленческих кадров, получивших образование в учебных центрах Грузии
♦ Способствовать изучению грузинского языка населением региона при сохранении армянской самоидентификации
♦ Содействовать созданию в указанной зоне обстановки, благоприятной для инвестиций (последнее может оказаться продуктивным только при условии соблюдения других рекомендаций, приведенных выше и ниже; в противном случае может оказаться контрпродуктивным)
♦ Развивать местное самоуправление, дистанцируясь при этом от создания территориально-квазигосударственных автономий по примеру абхазской и осетинской автономий, развитие которых привело к недавним войнам и этническим чисткам
♦ Обратить особое внимание на объективное преподавание истории в учебных заведениях зоны, в т.ч. и на армянском языке, которое препятствовало бы распространению исторических мифов, внедряемых в массовое сознание деструктивными силами
♦ Проводить разъяснительную политику среди населения зоны «В», которая помогла бы массам населения понять, что государственные границы совершенно необязательно должны совпадать с этническими, а также и то, что переход той или иной территории под юрисдикцию соседнего государства может иметь негативные последствия, существенно перевешивающие выгоды от территориального приобретения; приводить примеры того, как подобные изменения оборачивались большой бедой для местного населения
♦ Изучать и внедрять конструктивный опыт других регионов мира с аналогичными проблемами.
♦ Способствовать формированию в укзаанной зоне местных управленческих кадров, получивших образование в учебных центрах Грузии
♦ Способствовать изучению грузинского языка населением региона при сохранении армянской самоидентификации
♦ Содействовать созданию в указанной зоне обстановки, благоприятной для инвестиций (последнее может оказаться продуктивным только при условии соблюдения других рекомендаций, приведенных выше и ниже; в противном случае может оказаться контрпродуктивным)
♦ Развивать местное самоуправление, дистанцируясь при этом от создания территориально-квазигосударственных автономий по примеру абхазской и осетинской автономий, развитие которых привело к недавним войнам и этническим чисткам
♦ Обратить особое внимание на объективное преподавание истории в учебных заведениях зоны, в т.ч. и на армянском языке, которое препятствовало бы распространению исторических мифов, внедряемых в массовое сознание деструктивными силами
♦ Проводить разъяснительную политику среди населения зоны «В», которая помогла бы массам населения понять, что государственные границы совершенно необязательно должны совпадать с этническими, а также и то, что переход той или иной территории под юрисдикцию соседнего государства может иметь негативные последствия, существенно перевешивающие выгоды от территориального приобретения; приводить примеры того, как подобные изменения оборачивались большой бедой для местного населения
♦ Изучать и внедрять конструктивный опыт других регионов мира с аналогичными проблемами.
Постепенное сглаживание объективных и субъективных противоречий, сложившихся в зоне армяно-грузинской границы, могло бы способствовать региональной стабильности и послужить положительным примером для успешного разрешения других конфликтов в регионе, в данный момент находящихся в более опасной стадии развития.
вывод какой?
ОтветитьУдалитьары пидорасы