Альтернативная история Армении и Азербайджана - фильм 1
Рецензия к фильму
Не «Альтернативная история Армении и Азербайджана», а Истинная
Наконец-то вышла долгожданная первая часть фильма совместного проекта Центра истории Кавказа при Институте «AZER-GLOBE» с телекомпанией ATV «Альтернативная история Армении и Азербайджана». Жанр кинематографической рецензии не так уж мне и далёк, в своё время меня даже в профессиональном плане привлекала перспектива совмещения двух любимых занятий ― смотреть кино и писать. Теперь же появилась счастливая возможность добавить сюда ещё и политическую публицистику, так что пройти молча мимо я просто не мог. Сразу скажу ― фильм хороший и нужный, но надеюсь, азербайджанские друзья, которые есть и среди создателей картины, не обидятся на некоторые критические замечания, которые, наряду с отмечаемыми достоинствами, я буду делать по мере просмотра.
Первое что меня несколько смутило, так это название. Понятие “Альтернативная история” появилось сравнительно недавно (до этого у нас была одна история ― Марксистско-Ленинская), но неуклюжими потугами некоторых не слишком профессиональных, а порой и нечистоплотных авторов, не всегда бескорыстно преследующих дешёвую популярность в погоне за вымышленной сенсацией, сразу же приобрела нарицательный оттенок ― её ещё пренебрежительно называют folk history, что в уничижительном контексте переводится как простонародная история. Определение безусловно спекулятивное, поскольку известно много памятников народного творчества, заключающих в себе ценные исторические сведения, и в то же время имеет место множество академических исторических концепций, которые в пух и прах были разбиты последующими исследованиями. Но так уж повелось.
В фильме, возможно впервые для многих зрителей, показана правдивая история Южного Кавказа. Поэтому название “Альтернативная история…” не только не соответствует действительности, но создаёт у посетителя негативное предубеждение. История, как и любая наука, делится на Истинную и Ложную, и каждая работа в этой области может со временем превратиться в классику, если отвечает и адекватно объясняет максимум объективных исторических фактов и археологических находок. Проблема лишь в том, что, будучи наукой общественной, история всегда была подвержена политической и иной социальной конъюнктуре. Вот тогда и выходили из-под ковра факты сокрытия “неудобных” исторических находок и свидетельств, а то и прямой фальсификации источников. Именно такое явление и произошло применительно к армянской истории. Задачей честного исследователя является вскрыть подлог, явить широкой общественности скрытые или искажённые факты и построить на их основе подлинную картину. Эту благородную миссию и осуществляет данный фильм.
После того как не без провокации со стороны Запада Россию натравили на Исламский мир в лице Персии и особенно Турции, армяне автоматически превратились в пятую колонну на земле Ислама, и, нельзя сказать, что нехотя, начали осуществлять диверсионно-подрывную деятельность, сначала идеологическую, затем политическую, а потом и военную. В этих условиях вполне естественно, что Российская империя, как бы она ни называлась на различных исторических отрезках, всячески обеляла своих агентов и наймитов армян, легитимизировала их присутствие там, где исторически их никогда не было, закрывала глаза на чудовищные зверства, совершённые армянскими бандами в отношении мирного мусульманского населения. В общем всё по Вольтеру ― Дайте мне самого закоренелого жестокого преступника и на суде присяжных я его оправдаю.
В рамках этого дискурса роль и само существование Азербайджана исключались из исторического бытия и общественного сознания. Замечу, что параллельно с этим виртуальным процессом шло активное физическое вытеснение и уничтожение автохтонного мусульманского элемента Южного Кавказ, который в подавляющей своей части был представлен азербайджанским населением.
Начало этому процессу положил ярый западник на российском троне император Пётр I своими рескриптами [http://books.google.ge/books?id=sPEKAAAAIAAJ&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false , c.67,68]. Предписанием послу Румянцеву от 24 сентября 1724 г., посланному в Порту для ратификации договора, предусматривалось «подговаривать сколь возможно турецких армян идти жить к нам в [азербайджанский] Гилянь и другие тамошние наши места жить», дабы большим числом армян вытеснить живущих там персов, а места оные, очищенные от персов, отдать все армянам (не встречал ничего подлее, тем более от Великого Государя).
Спустя месяц 10 ноября 1724 года первый Император Всероссийский уже издаёт прямой указ, чтобы армян и других христиан призывать для поселения в занятые российскими войсками персидские провинции: Гилянь, Мазендаран, Баку, Дербент и другие удобные места. Замечу, что перечислены все азербайджанские территории, куда исконно входил и Дербент, поскольку именно народ Страны Огней стал первой, но не последней жертвой российской колониальной агрессии в Закавказье. Но дальше мне стало совсем страшно. «Отводить им (христианским, читай армянским, поскольку иных христиан в округе не было, переселенцам ― I.R.) в пристойных местах удобные для их поселения земли и отдавать им в городах и сёлах те дворы и пожитки, которые пусты, а также тех из магометан, которые явились в какой противности или на которых какое подозрение есть, тех выводить вон, а их места занимать оными христианами».
Воистину, Великий Государь велик во всём, даже в злодействе. Что означает вроде бы безобидное “отведение” армянам лучших земель в условиях плотного и древнего существующего мусульманского расселения, где все плодородные земли, естественно, уже заняты? Значит мусульман-азербайджанцев надобно согнать со своих участков, которые обрабатывали их деды и прадеды. Но это самая настоящая насильственная депортация, определённая Организацией Объединённых Наций, как преступление против человечности. А что означает приказ “выводить вон магометан”, когда озверевшие казаки нагайками выгоняют рыдающих жителей с плачущими малыми детками из собственных домов, отрывают от земли, а значит средств к существованию, и бросают в безводной степи на голодную смерть? Любой специалист по правам человека охарактеризует сие государственное преступление как этническую чистку и геноцид.
Вы знаете, я человек твёрдый, но даже я обливался слезами, когда воочию представил себе эту картину. И главное за что? В лучшем случае за сопротивление оккупантам, а в худшем вообще безвинно, просто по подозрению. Так вот оказывается, какую “культуру”, вот какую “цивилизацию” несли мои русские предки народам Кавказа! Я не могу изменить жуткого прошлого, но имею возможность осудить его и принести свои личные извинения за преступления пращуров, поскольку, как патриот России и Русского народа, ощущаю свою преемственность с прадедами во всём ― в хорошем и плохом. Простите!
Да на месте Москвы, я бы заткнулся по поводу выдуманного “армянского геноцида” и стыдливо молчал в сопилочку, потому что, если все униженные и оскорблённые народы Российской империи вчинят коллективный иск в международный Суд по Правам Человека, то Россия не отмоется никогда, ведь сия драконовская политика отнюдь не ограничилась правлением Петра I. Его указы, обогащённые последующими Высочайшими Повелениями в том же ключе, стали руководством к действию всего феодально-бюрократического аппарата России и остаются оным до сих пор.
Так было положено начало геноциду и депортации мусульман из Закавказья с благословения, при попустительстве и содействии Российских оккупационных властей, геноциду и депортации автохтонов с исконных земель, которая продолжается до сих пор. Мусульмане азербайджанцы более всех пострадали от российской колониальной оккупации, но при этом меньше всех кричали о стремлении к независимости во время развала СССР, да и теперь занимают отнюдь не крайние позиции по отношению к России, хотя оснований для маргинального подхода у них более чем достаточно. Однако же отношение к ним Москвы самое жёсткое, а взгляд из Кремля самый настороженный. Почему? Непонятно!
Дабы избежать обвинений дотошных оппонентов в неправильной интерпретации Государевых указов, дам оные здесь в подробности в изложении действительного тайного советника, сенатора и академика Петра Григорьевича Буткова [http://books.google.ge/books?id=sPEKAAAAIAAJ&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false , c.67,68], сами титулы которого исключают всякую предрасположенность к мусульманским жителям российских колоний. Старинная русская грамматика и стиль изложения частично сохранены.
Ещё 24 сентября 1724 г. бригадиру Румянцову, посланному в Константинополь с ратификацией трактата, предписано от государя, сколько возможно подговаривать армян, чтобы шли в Гилянь и другие тамошние наши места жить, и ежели они будут многим числом, то Персы будут выведены в другие места, а им Армянам, будут отданы места, очищенные от Персов. (Кажется, Государь Пётр Алексеевич написал предписание даже более жестоко, чем первоначально изложил его я. Это прямое обещание массовой депортации и тотальной этнической чистки мусульманского населения. ― I.R.)
Того же 10 ноября 1724 г. даны государевы указы:
Генерал-майору Кропотову: «Понеже народ армянский нас просил, дабы мы оный в протекцию свою приняли и в наших новополученных персидских провинциях для поселения удобные места отвести повелели: того ради через сие повелеваем тебе, что когда из того армянского народа какие в крепость Святого Креста прибудут, то немедленно отведи им при оной крепости по рекам Аграхани, Сулаку и Тереку, где они пожелают, удобные, потребные и довольные места, где бы они поселиться могли, и в прочем учини им всякое вспоможение, и содержать тебе оных в крепком охранении, и поступать с ними таким порядком, чтобы отнюдь от них никаких жалоб произойти не могло, понеже мы оный армянский народ в особливую нашу императорскую милость и протекцию приняли. (Уже почили первый и все последующие императоры Российской империи, развалилась и сама империя, включая её коммунистическое издание ― Советский Союз, но милость и протекция остаются ― армяне сидят на голове русского народа и ещё ногами перед носом болтают. ― I.R.)
Генерал-лейтенанту Матюшкину и бригадиру Левашёву, и это объявлено всему армянскому народу, чтоб всяким образом стараться Армян и других христиан призывать для поселения в занятые российскими войсками персидские провинции: Гилянь, Мазендаран, Баку, Дербент и другие удобные места, принимать их ласково и в прочем содержать во всякой милости и охранении; отводить им в пристойных местах удобные для их поселения земли, и отдавать им в городах и сёлах те дворы и пожитки, которые пусты; также и тех из магометан, которые явились в какой противности, или на которых какое подозрение есть, тех выводить вон, а их места занимать оными христианами. (Судебная система того времени и так не блистала объективностью к иноверцам и инородцам, но Император отказывает своим новообретённым мусульманским подданным даже в этом куцем правосудии, когда по малейшему подозрению или доносу семью могли выдворить и обречь на голодную смерть. Нетрудно догадаться, что таких семей было множество, т.е. петровский указ фактически легализует геноцид мусульман на Южном Кавказе. ― I.R.)
Впрочем, я увлёкся, вернёмся к фильму. Не случайно он начинается с интервью Владимира Познера с Сержем Саргсяном. Конечно, недавний слесарь, на крови дорвавшийся до власти в армянской области, не обладает большим интеллектом, но он и из нас делает дураков. Странно, что г-н Познер этого не заметил или не захотел реагировать.
По логике Саргсяна, а значит армянских и проармянских этнографов, полиэтничность любой территории бывшей Российской империи, скажем 102-национального Дагестана (http://dagmir.ru/faq/quest17.html ), это всё "заслуга" царских властей Санкт-Петербурга. Да многие из этносов развалившейся империи намного старше русского народа и поселились на своих землях даже раньше появления славян на исторической арене. Кроме того, насильственное или добровольное перемещение таких астрономических масс населения технически не под силу даже сегодня, не говоря о старых временах.
Заявление Саргсяна показывает примитивный уровень армянской и проАрмянской этнографии, а его ложь призвана скрыть тот факт, что колониальные имперские власти вместе с инородными для Кавказа армянскими переселенцами осуществили масштабнейший геноцид в древнейшем и густонаселённейшем регионе мира, проделав этническую брешь в местном многонациональном “лоскутном одеяле” Кавказского региона, чтобы в своих интересах инвазировать туда абсолютно чуждую агрессивную социальную общность.
Тут в фильме приведена реплика Владимира Жириновского о катастрофическом количестве русских, изгнанных из Армении в 1991 году. Однако тогда русских изгоняли почти отовсюду, и данный пример интересен, но не показателен. Мало кто знает, что даже в благополучные и устойчивые года в якобы великодержавной Российской империи с её политикой русификации и православизации, армяне всячески выживали русских переселенцев, так что оставались лишь самые боеспособные и военно организованные из них. Не в силах противостоять российской иммиграции открыто вооружённым путём, “братья” армяне делали это подло, исподтишка ― травили колодцы, заражали скот, а иногда и переселенцев, так что русские люди умирали в страшных мучениях.
Впрочем, с выводом фильма, что Россия для армян это очередная шея, которая ценою своего пота и крови повезёт их на данном историческом отрезке в светлое будущее, но будет брошена при первых же признаках усталости или упадка, и не только брошена, но ими разграблена, растоптана и разорвана, я полностью солидарен. Признаки следующего броска, на этот раз на Запад, уже наблюдаются, но кремлёвские бояре в своих распушенных медвежьих шапках их не видят и не слышат. Согласен, что в пушистой меховой ушанке убаюкивающе тепло, но этот головной убор резко ограничивает угол зрения и снижает остроту слуха.
Относительно своеобразной армянской историографии приведу совсем свежий для меня пример. Недавно на одном из сайтов наткнулся на трогательный рассказ о том, так называемой “султанше” Шагарат аль-Дурр (араб. “Древо жемчужин”), которая в 1249 г. правила могущественным Египтом аж целых 80 дней, скрыв факт смерти своего мужа, султана ас-Салих Айюба, и за это время вместе с армией мамлюков сумела отбить нападение крестоносцев (http://tainy.info/personalia/zabytaya-carica-musulman/ ). Факт для мусульманского Востока из ряда вон выходящий. Согласно скупым дошедшим до нас сведениям о национальности этой женщины она была кипчакских кровей, свободно разговаривала на тюркском языке, что и позволило ей легко найти общий язык с войсками мамлюков, которые тоже по преимуществу были тюрками. Это всё.
Но вот как преображается данная скупая история на армянском сайте http://aniv.ru/archive/23/sultansha-i-vezir/ . Шагарат аль-Дурр, как по мановению волшебной палочки, моментально перекрашивается в армянку, расписывается её красота, ум и стать, которые, естественно, могут быть присущи только армянской женщине, в решительный момент возглавившей мусульманское “стадо”. Причём, оказывается, к такой трактовке национальной принадлежности жены потомка Саладина склоняется большинство историков, о чём, как ни странно, не было известно автору первой статьи, г-же Марине Уденцовой, собаку съевшей на подобных неординарных исторических эпизодах. Вот так, приукрашивая историческую действительность, прибавляя факты при наличии лакун в источниках, выдавая желаемое за действительное в смысле их оценки и трактования, армянская историография создала абсолютно вымышленную историю маленького кочевого народа, который никогда толком не имел ни собственной государственности, ни своей территории..
Рецензировал Ингвар Рюриксон
Комментариев нет:
Отправить комментарий